Музыкальное воспитание

Звук

Изменение реакции мозга вашего ребенка на звук и развитие слуховых путей происходят на протяжении всей жизни плода. Без сомнения, звуки, которые ребенок слышит в матке, необходимы для развития слуховой коры головного мозга.

Приблизительно к 20-й неделе уши полностью сформированы, и мозг ребенка начинает давать электрическую реакцию на звуки вне матки еще до 24 недель развития. Ухо полностью функционирует и воспринимает звуки как шум приблизительно через 30 недель после зачатия. До этого он тоже слышит, но, как считают, воспринимает звуки как вибрацию. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети. Доношенные новорожденные быстро успокаиваются, когда слышат биение метронома с частотой 144 раза в минуту, — в отличие от недоношенных. Это говорит о том, что ребенок, возможно, осознает свой пульс (около 140 ударов в минуту), потому что частота 72 удара в минуту (средний пульс матери) оказывает не такое успокаивающее воздействие.

Начиная осознавать звуки, ваш ребенок слышит целую симфонию вашего тела: как, не переставая, стучит ваше сердце; как гудит кровь в ваших венах и ритмично прокачивается по артериям и плаценте; как бурчит ваш кишечник, переваривая пищу; как тихо наполняет легкие воздух.

Еще в 1960 году впервые предположили, что ребенок сильно привязывается к этим звукам, особенно к вашему сердцебиению. Это называется «импринтингом», или запечатлением. В магазинах стали продаваться пленки с записью звуков сердцебиения и «музыки матки», чтобы успокаивать плачущего новорожденного. Впрочем, эта теория уже вышла из моды.

Кроме звуков вашего собственного организма ребенок очень хорошо осознает звуки в окружающей среде. Они доходят до него, приглушенные брюшной стенкой, мышцами матки и околоплодной жидкостью. Низкие (низкочастотные) звуки слышны ему лучше, чем высокие, поэтому ребенок лучше узнает мужские голоса, чем женские. Кроме того, он учится узнавать различные особенности разговора разных людей: Мужской голос, который он будет слышать чаще всего, обычно будет голосом отца, и сразу же после рождения ваш ребенок будет узнавать его. Обидно думать, что, если вам приходится работать до последнего, ребенок научится узнавать лучше всего голос вашего босса!

Впрочем, ваш голос он все равно будет узнавать лучше остальных — отчасти потому, что слышит его чаще других, потому что он всегда с вами, но главным образом потому, что ткани вашего тела очень хорошо проводят вибрации и звуки. Когда вы слышите свой собственный голос на пленке, он кажется совсем не таким, каким вы обычно говорите. Дело в том, что вы привыкли слышать свой голос измененным звуковыми волнами, которые через ткани попадают в среднее и внутреннее ухо. Точно так же ваш ребенок будет слышать то, что вы говорите, и через ткани вашего тела, и через воздух, который вас окружает. Ваш голос станет одним из первых событий для ребенка, который оставит сумеречный мир до-сознания и начнет осознавать окружающий мир. Поэтому ваш голос будет для него одним из самых успокаивающих звуков. Часто под воздействием вашего голоса его пульс в матке будет замедляться. Исследования с новорожденными, которым было меньше суток, показали, что они узнавали голос своих матерей и их пульс при этом замедлялся. От других голосов пульс учащался.

Если ваш ребенок в матке будет постоянно слышать какой-то звук, он постепенно перестанет обращать на него внимание. Во время ультразвукового обследования видно, как ребенок шевелится в ответ на звук, который слышит в первый раз. Но если звук повторять каждые 30 секунд, он перестанет реагировать через четыре — пять раз. Это называется звуковой адаптацией. В одном из исследований дети матерей, больных диабетом, которые поддерживали постоянный уровень сахара в крови, проверялись в 28, 32 и 36 недель гестации. При воздействии звуком во время ультразвукового обследования эти дети дольше адаптировались к повторяющемуся импульсу, чем дети матерей без диабета. Исследование уровня глюкозы в крови позволило предположить, что колебание уровня глюкозы и время, которое требуется на адаптацию к стимулу, как-то связаны. Возможно, диабет матери и колебание уровня глюкозы мешают работе нервных клеток. Это еще одна из причин, почему матерям с диабетом нужно очень тщательно следить за уровнем сахара в крови на протяжении всей беременности.

Одно из самых удивительных открытий — ваш ребенок учится узнавать рассказы и музыку, которые слышит в матке. Исследователи обнаружили, что пульс замедляется, когда ребенок слышит сказку, которую ему читали регулярно, два раза в день, на протяжении последних нескольких недель беременности. Даже если сказку читаете уже не вы, а незнакомая женщина, его сердцебиение будет замедляться. Но если эта новая женщина читает другую, незнакомую сказку, пульс не меняется или учащается. Это позволяет предположить, что ребенок может узнавать звуки и ритмы, связанные со сказкой, которую он уже слышал много раз. Это значит, что он способен слушать и обучаться еще в матке.

Сравнение детей, матери которых проигрывали им классическую музыку (с 20 недель) в течение 10 минут два раза в день, с теми из них, которые не слушали в матке музыкальных произведений, показало, что получавшие музыкальную стимуляцию дети развивались быстрее, начинали говорить чуть ли не на полгода раньше. Что самое интересное, они легко запоминали музыкальные отрывки и точно их пропевали еще в возрасте до двух лет. Впоследствии многие любили сочинять музыку на фортепиано и в конце концов стали прекрасными музыкантами. Однако цель проигрывания музыки ребенку в матке не в том, чтобы вырастить из него музыкального гения. Вы можете помочь своему ребенку достичь к рождению максимального потенциала, резко увеличить количество клеток мозга и связей между ними. Это позволит ему начать жизнь самым лучшим образом, и он сможет овладеть самыми разными навыками, в том числе и наслаждением музыкой.

Если ребенок привыкнет к какой-то мелодии, вам будет легче его успокоить. После рождения та же песенка поможет ему заснуть. Восприятие звука продолжает развиваться до самого рождения и после него, в течение первых четырех лет жизни.

Концерт в утробе матери

Невероятно, до чего шумно в матке. И тем не менее ребенок слышит мать, когда она нежно разговаривает с ним. Как это возможно?

Ребенок в утробе матери прислушивается, и беременные инстинктивно чувствуют это. Поэтому они разговаривают с ребенком, мягко успокаивают его, когда он пугается громкого шума, или подбадривают его, если он долго остается спокойным. И только лет десять тому назад было научно доказано, что беременные поступают правильно. Уже на 14-й неделе у ребенка начинает развиваться слух, который примерно с 24-й недели становится функционально полноценным. При ультразвуковых обследованиях можно наблюдать, как еще не рожденный ребенок реагирует на акустические раздражения. Неприятные шумы могут вызвать резкие, нередко даже нервные движения, а также учащение пульса. При приятных звуках, напротив, наблюдаются спокойные, плавные движения ребенка и ровный сердечный ритм.

Чтобы выяснить, что слышит еще не рожденный ребенок, беременным вводили во влагалище крошечные микрофоны (по возможности ближе к детской головке, а незадолго до родов даже непосредственно в матку). Удивительное открытие: в матке беспрерывно что-то шипит, гудит, стукает, булькает, клокочет -акустический коктейль из стука сердца матери, шума крови, пульсации крупных кровеносных сосудов и пуповины, а также звуков дыхания и шорохов в кишечнике. Все вместе создает гул силою от 60 до 80 децибелов. Это соответствует уровню шума в переполненном ресторане, где за каждым столом ведутся оживленные разговоры, шуму от тарахтящего мопеда или очень сильного морского прибоя. Как нерожденные могут воспринимать в этих шумовых джунглях негромкие нежные слова матери или тихую музыку?

Французский отоларинголог, проф. д-р Альфред Томатис, в своей книге «Мир звуков в утробе матери» дает на этот вопрос удивительный ответ. Занимаясь на протяжении многих лет феноменом слуха, он установил, что ребенок, очевидно, способен «отключать» низкий гулкий шум в матке — точно так же, как мы, взрослые, хотя и слышим громкий уличный шум, но не воспринимаем его, когда ведем интересный разговор или сосредоточиваемся на работе. Эту способность еще не рожденного ребенка — до известной степени отключать неприятные шумы или привыкать к ним, подтвердили и другие исследования. Конечно, через брюшную стенку и стенку матки уха ребенка могут достигать и внешние шумы, однако только очень громкие, причем в приглушенном виде. Таким путем ребенок в утробе вряд ли может слышать голос матери. Тогда как?

Профессор Томатис убежден (и провел также соответствующие опыты): голос матери доходит до ребенка в основном совсем иным путем — благодаря так называемой костной проводимости. Лучше всего это можно представить себе следующим образом: если во время разговора касаться кончиками пальцев челюстей, то можно почувствовать, как они вибрируют, поскольку кость поглощает звуковые волны и передает их дальше, т.е. голосовые связки матери заставляют колебаться и челюстные кости, и эти колебания от головы через позвоночник доходят до таза. Профессор Томатис считает таз своего рода резонатором подобным корпусу скрипки или гитары. Но таким путем до ребенка в утробе матери доходит не только ее голос, но и все, что она слышит сама, например голос отца или музыку. Поэтому профессор Томатис рекомендует отцам, которые хотят вступить в контакт со своим будущим малышом, говорить матери на ухо. Если бы они захотели быть услышанными через брюшную стенку, то им пришлось бы кричать, так что нежная, любовная интонация была бы невозможна. О том, как хорошо могут слушать еще нерожденные дети, свидетельствуют опыты, при которых новорожденным проигрывали музыку или воспроизводили голоса, которые они уже слышали в утробе матери. И малыши их узнавали! Абсолютные же фавориты детей — голос и стук сердца матери.

Щебетанье птиц, шум воды, стрекот сверчков: кассета с прекрасными мелодиями и звуками, которую мать может дать послушать будущему ребенку

Шум вреден еще не рожденному ребенку!

Если будущая мать подвергается воздействию сильного шума, то от этого страдает и ребенок. Насколько вредны последствия шума, показывают результаты одного японского исследования, согласно которым дети женщин, живущих вблизи аэродромов, имели при рождении значительно меньший вес, чем дети матерей из спокойной местности. Причина: кровь страдающих от шума матерей содержит слишком малое количество одного важного для роста гормона. Кроме того, шум отрицательно сказывался также на способности детей к слуховому восприятию. На шестом месяце жизни они реагировали на акустические раздражения явно слабее, чем дети, не испытавшие вредного шумового воздействия.

Концерт для младенца с оркестром

Любознательная мама

Майя Штерн, преподаватель музыки в школе и детском саду, забеременев, обратила внимание, что ребенок у нее в животе уже неравнодушен к музыке.

«Теоретически я знала, что младенец в матке может слышать звуки извне, но почувствовать «танец» моего малыша под исполняемую мною же мелодию — совершенно особое ощущение. Мне было очень интересно, способен ли ребенок еще и запоминать музыкальные отрывки», — рассказывает Майя.

Она решила исследовать это в своем дипломном проекте. Собрала группу женщин со сроками беременности более пяти месяцев и поручила им ежедневно до самых родов слушать произведения Моцарта. Малыши воспринимали музыку через тело матери и через ее эмоции.

После родов Майя Штерн просила матерей давать детям на прослушивание любую другую музыку кроме уже знакомых произведений. Затем она посещала этих женщин и их детишек, начиная с двух недель и до двух месяцев после рождения. Во время визита Майя давала младенцам слушать три отрывка из произведений, с которыми они познакомились еще в утробе.

Результаты оказались очень интересными: «Все дети без исключения реагировали на знакомую музыку. Услышав ее звуки, они проявляли волнение, несмотря на то, бодрствовали ли они или спали, были накормлены или только приступали к еде, до или после ванны. На менее знакомую или совсем незнакомую музыку они не проявляли такой реакции.

Младенец способен слышать звуки, голоса, музыку задолго до появления на свет. Но как слышит музыку еще не родившийся ребенок, почему ему нужно петь и читать сказки, какими способами можно развить его музыкальное дарование и как влияет музыка на его поведение, будущее развитие речевых и мыслительных способностей? Современная наука ищет ответы на эти вопросы.

Кроме участников эксперимента была также обследована контрольная группа младенцев, не слушавших во время беременности матери какие-либо специфические мелодии. Эти малыши не реагировали на музыку Моцарта или на иную музыку подобно «обученным» младенцам. Я сняла малышей на видео, их реакция доказывает, что младенцы обладают музыкальной памятью».

Танец живота

Исследования Майи, как и сходный эксперимент ученых Дублинского университета (Ирландия), свидетельствуют о способности плода слышать и даже запоминать звуки. Голоса ребенок может различать, начиная с пятого месяца беременности, после 24 недель иногда слышит и реагирует на звуки, особенно на громкие и резкие. К 28-й неделе беременности этой способностью наделены уже все младенцы без исключения.

В последние три месяца беременности плод постоянно слышит звуки тела его матери, а иногда реагирует и на звуки, доносящиеся извне. Он окружен стуком материнского сердца, урчанием ее желудка, воспринимает ее голос и голоса окружающего мира. Чем резче звук, тем заметнее реакция ребенка на него.

Есть мнение, что «испуг» ребенка при громком и неожиданном шуме вызван в первую очередь рефлекторным испугом матери. Например, это может произойти, если внезапно с грохотом захлопнется дверь. Женщина вздрагивает, ее давление повышается, учащается сердцебиение — и плод в матке реагирует не на звук двери, а на физиологическую реакцию матери. Однако когда во время эксперимента на беременных женщин были надеты наушники и они не могли слышать резкого неожиданного звука, младенцы в утробе, тем не менее, демонстрировали реакцию на шум. «Я впервые ощутила это на шестом месяце первой моей беременности, — рассказывает Аня Гулева, мама троих ребят: Бориса (13 лет), Кати (6 лет) и Лени (8 месяцев). — Я была на свадьбе, и наш столик стоял возле самого динамика. Вдруг мой живот тоже пустился в пляс. Я очень удивилась — тринадцать лет назад не слишком много было известно о том, что эмбрион способен слышать. Я решила, что мой ребенок с ума сошел. Но во время последней беременности я уже давала малышу слушать специальные диски для самых маленьких, причем старалась делать это в одно и то же время».

Исследования ученых подтверждают, что постоянное раздражение слуховых нервов у плода (при помощи голоса или музыки) вызывает лучшее развитие участков мозга, отвечающих за речь и музыкальность. В последнее время доказано, что музыкальное образование плода положительно влияет и на его будущий интеллект. Один из показателей этого — развитая речь. Чем богаче словарный запас ребенка, тем выше его интеллектуальный потенциал.

В то же время речевые и музыкальные способности ребенка связаны друг с другом, ибо за их развитие отвечает один и тот же участок мозга. Младенцы, приобщенные к музыке еще в материнском чреве, отличаются более скорым приобретением речевых навыков.

Джаз, рок и Моцарт

Хотя не каждый младенец получает музыкальное образование до рождения, каждый может быть обучен. Это происходит еще в матке, когда плод слышит материнский голос, беседы членов семьи, музыку и разговоры с телеэкрана, и все прочие звуки окружающей действительности.

Несмотря на это, дородовое музыкальное образование должно включать в себя не только звуки повседневной жизни, но и музыку, которую будущая мать любит, связанную с приятными воспоминаниями и вызывающую хорошее настроение. Так, Майя Штерн считает: «Неприятная душе музыка нервирует, в лучшем случае оставляет нас равнодушными. Слушая любимые мелодии, мать успокаивается и расслабляется, в ее организме происходят благоприятные для ребенка физиологические процессы, например выработка гормонов удовольствия. Можно предположить, что много раз слышанная в материнском животе музыка понравится ребенку и после рождения и поможет ему спокойнее перенести адаптационный период. Поэтому не стоит предлагать новорожденному Моцарта, если во время беременности его мать слушала рок или джазовые композиции. В таком случае классика не вызовет отклика в малыше, так же как она не находит отклика в маме».

Слуховой канал новорожденного первые дни после родов защищен находящимися в нем околоплодным водами. Нахождение источника звук младенец может определить уже через 10 минут после рождения, а голос матери начинает различать примерно через неделю. До трех месяцев малыши не всегда реагируют на звук поворотом головы (кроме случаев резкого сильного шума, вроде хлопнувшей двери). Это не означает, что дети не слышат — просто они пока еще приспосабливаются к окружающему миру, поэтому склонны «отключаться» от звуков. Скорее всего, такой малыш проследит глазами за источником звука, а после трех месяцев сможет и повернуть за ним головку.

Трехмесячный малыш отреагирует поворотом головы на звук, исходящий примерно с 45 см от его головы пятимесячный ребенок так же поступит, даже если источник звука будет находиться ниже уровня его ушей. Дети старше полугода не только повернут, но даже и приподнимут голову в поисках звучащего предмета. Именно на этом этапе устанавливается слух младенца. Он способен воспринимать более широкую гамму тонов, чем взрослый. Вот почему детям необходимо слушать качественное воспроизведение музыки, их слух гораздо тоньше. По мере того, как малыш учится управлять своим телом, меняется и его реакция на звуки. То есть младенец начинает хорошо слышать гораздо раньше, чем может нам это продемонстрировать

Его поведение зависит от высоты звука: приятный и мелодичный звук проявляется в спокойных движениях и дыхании, резких и громких звуков малыш может испугаться и даже расплакаться. Среди мягкой и нежной музыки также существуют произведения в разном темпе, разнятся и сами звуки. Младенец особенно любят слушать композиции, напоминающие им пребывание в матке, — звуки журчащие, шуршащие, легкий перестук, напоминающий сердцебиение. Записи мелодий океана очень подходят самым маленьким.

Домашний продюсер

Как развить музыкальные способности младенца

  • Наслаждение музыкой проистекает не только от ее прослушивания, но и от воспроизведения. А потому стоит позволить младенцу, да и ребенку постарше, попробовать самостоятельно производить музыкальные звуки, а со временем можно начать играть с ним в «Повтори за мной ритм».
  • Маленькие дети не могут играть на настоящих музыкальных инструментах, но им доступны погремушки, бубен, колокольчики. Соберите все «звучащие» игрушки в одну коробку, добавьте к ним барабанчик (пустая пластиковая коробка с деревянными ложками успешно его заменит). Если малыш согласен, оставьте его в одиночестве наслаждаться коллекцией, а когда интерес к новым предметам немного ослабнет, продемонстрируйте, какие звуки можно извлечь из них, из каждого по отдельности и из нескольких сразу, попробуйте сыграть простую мелодию.
  • Если малышу удастся самостоятельно добиться звучания от погремушки, предложите ему дополнительный «инструмент». Дети с восторгом подражают взрослым, отбивая вместе ритм. И с большим удовольствием «поют» под собственную музыку.

Проще всего дать плоду музыкальное образование, слушая музыку ежедневно. Причем плод должен слышать ее звуки не только через брюшную стенку, но и при помощи собственной слуховой системы. Поэтому не нужно надевать наушники на живот, просто наслаждайтесь любимой музыкой в компании ребенка.

Существует еще несколько способов музыкального воспитания:

  1. Двигайтесь под музыку, танцуйте одна или в паре, просто совершайте плавные движения, что полезно не только для музыкального, но и для физического и эмоционального развития ребенка.
  2. Говорите с малышом — хотя многим нелегко серьезно и вслух разговаривать с собственным животом. Но сегодня, в эпоху ультразвука, вы можете довольно ясно представить себе «собеседника».
  3. Читайте ему — стихи, сказки, газетные статьи. Главное — громко и с выражением. Для маленького человечка важно не содержание, а звук маминого голоса.
  4. Пойте для него. Даже если при этом вы безбожно фальшивите, помните: ваш ребенок пока еще не знаком с Паваротти, и ему будет приятно услышать в вашем исполнении песню на любом языке, любого содержания, даже «ля-ля-ля» его порадует.
  5. Дотроньтесь до него. Если во время пения или беседы с ребенком вы погладите живот, похлопаете по нему, как по барабану, скорее всего маленький «собеседник» отзовется.

Первый урок вокала

«Мне кажется, что это произошло через месяц после родов, — вспоминает Нина, мама двухлетнего Сережи. — Я решила, что пора навести порядок в шкафу в спальне. Уложила Сережу на животик посреди нашей большой кровати, а себе поставила любимый диск, чтобы не скучно было работать. Поскольку стереосистсма стоит в гостиной, а мы были в спальне, я врубила звук на всю мощность. И вдруг я заметила, что мой мальчик дрыгает ручками и ножками точно в такт. По-моему, у него врожденный музыкальный талант!»

Многие младенцы совершают ритмичные движения руками и ногами, слыша громкую музыку. Это не означает, что все они вырастут музыкантами. Речь идет об общей моторной (двигательной) реакции, в которой принимают участие почти все мышцы тела и которая наблюдается уже в первые часы после родов.

Правильное развитие естественной чувствительности к музыке (путем частого прослушивания музыкальных произведений) может превратить спонтанные движения в обычную реакцию на звуки музыки. Таким образом, младенец познает смысл этих звуков и учится наслаждаться ими.

Если мы хотим, чтобы определенное сочетание звуков (например, имя нашего ребенка) приобрело для него смысл, нам нужно установить зрительный контакт с малышом, дотронуться до него и привлечь его внимание к голосу, произносящему имя. После определенного количества повторов младенец привыкает к своему имени, узнает его.

Если же мы решили петь малышу песенку, начнем с медленного исполнения, затем споем ее разок быстро, раз тихо, другой громко и т.д. Такие перемены позволяют ребенку познать разные варианты звучания и возможности музыки. Желательно делать это, когда малыш бодр и полон внимания, не перед сном или кормлением.

Хорошо усадить малыша на колени или в креслице на близком (около 30 см) расстоянии, включить музыку и покачивать в такт головой или раскачиваться целиком, похлопывать ручку или ножку ребенка или раскачивать его тельце. Дети очень любят, когда взрослые танцуют с ними на руках, любят слушать громкую декламацию или пение, аплодисменты и улюлюканье.

Когда наш новорожденный немного подрастет, он сможет ухватить погремушку или колокольчик и станет создателем собственной музыки. Малыши обожают отбивать ритм, поэтому для более старших детишек отлично подходят тарелки, барабан или нечто вроде тамтама.

Без маршей и симфоний

В штате Флорида дети, пришедшие на профилактические прививки, получают диски и кассеты с классической музыкой. Это стали делать после того, как ученые убедительно доказали связь между умственным развитием и регулярным прослушиванием классической музыки. Предполагается, что ритмы классической музыки положительно влияют на развитие правого полушария головного мозга.

«Сегодняшние родители много знают о пользе музыкального образования, — говорит консультант музыкального магазина Анатолий Найденов. — Поэтому они приходят за дисками для ребенка сразу после его рождения».

Музыкальный рынок предлагает богатый выбор кассет и дисков со специальной адаптированной классикой для младенцев. Сам Анатолий рекомендует давать малышам слушать любимую музыку родителей. «Желательно, чтобы при ее исполнении использовалось как можно меньше музыкальных инструментов, в частности ударных. Не годятся марши или симфонии, исполняемые огромными оркестрами. Младенцы предпочитают звучание арфы, гитары, фортепиано».

По словам Найденова, дети до трех месяцев любят нежные и приятные мелодии, а после четырех месяцев с удовольствием слушают любимую другими членами семьи музыку. Причем Анатолий советует родителям стараться использовать для малышей стереосистему с хорошим качеством звучания и ясным воспроизведением звуков, поскольку детское ухо отличается повышенной чувствительностью и его раздражает плохой, нечеткий звук: «Даже отличный диск звучит отвратительно на плохой аппаратуре, поэтому прежде чем приобретать дорогие диски, убедитесь в соответствии им вашей стереотехники».

Песни в родительском исполнении

И все же прослушивание классической или любой другой музыки не заменит безыскусного, но столь приятного ребенку родительского пения. Даже если мамино исполнение не отличается особой музыкальностью.

«Родительское пение особенно важно для ребенка, — поясняет Майя Штерн. — Распевая малышу, мы еще и покачиваем его, гладим — словом, вступаем с ним в зрительный, тактильный и речевой контакт, говоря научно. Иными словами, мы укрепляем связь со своим ребенком, успокаиваем себя и его.

Совсем неважно, что именно мы поем. Важен ритм и тон родительского голоса. Если наша цель — помочь малышу заснуть, поем тихие и спокойные колыбельные с повторяющимися куплетами. Одевая его утром, поем веселую и бодрую песенку с быстрым ритмом. Слова не имеют особого значения. Какое-то время я напевала своим детям колыбельные собственного сочинения, что-то вроде: «Ну и папа же у вас — вечно маму посылает успокаивать детишек, ну так спите же уже!» Главное, я поддерживала заунывную мелодию колыбельной».

На вопрос, обеспечивает ли музыкальное воспитание наличие музыкальных способностей у младенца, Штерн отвечает: «Гарантий нет, даже если мать начинает развивать таланты ребенка еще во время беременности. Нельзя обещать, что в семье вырастет маленький Моцарт, но можно быть уверенными, что ребенок станет музыкальным человеком, будет любить музыку и наслаждаться ей. А также высока вероятность раннего развития речи и большего интеллектуального потенциала».

Музыка в интерьере сада

После рождения второго сына Майя Штерн по-прежнему работает в детском саду. Ее воспитанники могут вволю играть на музыкальных инструментах или слушать музыку — по собственному усмотрению. Пианино самой Майи тоже стоит с поднятой крышкой, и она частенько играет детям.

«Дети очень тянутся к различным инструментам, — рассказывает Штерн. — Они получают огромное удовольствие от четкого ритма, от распевания песен».

Весь день в помещении сада звучит музыка, изменяющаяся в соответствии с родом занятий детей. По утрам и перед сном слышны спокойные мелодии, в часы игр и занятий музыка более бодрая и веселая. А иногда в саду царит тишина — так дети начинают понимать, что и у тишины есть значение.

Когда Майе нужно собрать детишек на занятие, к столу или по кроваткам, звучит знакомая детям музыкальная фраза-сигнал. Изучая новую песню, Майя по много раз проигрывает мелодию, меняя ритм, громкость, интонацию, музыкальные инструменты. Так малышам легче запомнить незнакомую музыку.

«Наши развивающие занятия тоже проходят под музыкальный аккомпанемент, — с гордостью рассказывает Штерн. — Многие дети не могут сконцентрировать внимание — и музыка помогает им собраться. Мои воспитанники более спокойны, реже плачут, у нас меньше ссор и драк, потому что музыка оказывает умиротворяющее воздействие. По словам родителей, у детей обогащается словарный запас, что для меня неудивительно».

Стоит ли учить ребенка музыке?

Хорошее образование — это то, что потерять трудно. Заботливые родители, выбирая для ребенка школу, взвешивают финансовые возможности семьи и способности чада. В необходимости изучения иностранного языка и основ информатики мы убедились. Теперь давайте поговорим о самом обыденном — о музыке.

Барабаны первобытного общества положили начало истории музыки. Всплеск музыкальных эмоций после съеденного мамонта постепенно развивал у первобытных природное чувство ритма. Далее в ход пошли дудки, сделанные из полых растений, и род человеческий погрузился в непрерывный процесс музыкальной эволюции. В результате человечество пришло к тому, что в наше время всего лишь у трех процентов людей напрочь отсутствует чувство ритма. Если его нет, оно и «не лечится». Со слухом дело обстоит оптимистичнее. Он бывает разный: от идеального до практически нулевого. Но слух поддается развитию. Если изначально слух нулевой, а есть желание солировать в Grand Opera, то планы вряд ли материализуются. Но можно заниматься музыкальным развитием на своем уровне, не ставя заоблачных целей. Как говорят, «для себя».

А надо ли? Стоит ли тратить время свое и ребенка, если вы уверены, что профессиональным музыкантом он не станет?

Знаете ли вы, что у ребенка, осваивающего тот или иной музыкальный инструмент, быстрее развиваются память, моторика и координация. Когда он стучит по клавишам, жмет на баянные кнопки, зажимает струны, через нервные окончания пальцев сигналы поступают в мозг. Детские невропатологи все время объясняют взаимозависимость моторики и мозга. Если ребенку приходится делать это с помощью музыкальных инструментов хотя бы по 20-30 минут в день, то мозг получает ежедневные мощные «пинки» для самореализации.

И руки, и ноги при деле

Уроки музыки развивают координацию движений. Скрипка и виолончель вынуждают ребенка одной рукой зажимать струны, а другой -водить смычком. Пианистам приходится координировать Две руки с ногами, работая еще и педалями. Баянисты вообще — музыкальные качки: им приходится одновременно с извлечением звука раздвигать меха. Таким образом дети получают регулярные физиологические и умственные тренировки, но на своем уровне. Вот и делаем выбор. Не хотите мучить ребенка, помогите ему тогда иметь элементарные музыкальные представления для общего развития.

С песней по жизни

Ученые выяснили, что дети начинают запоминать музыку еще до рождения. Исследователи предложили беременным женщинам, участвующим в эксперименте, ежедневно в течение получаса слушать определенные песни. Через год после рождения детей у этих женщин ученые проверили, как реагируют малыши на эти самые песни. Оказалось, что больше всего детям нравится та музыка, которую мамы слушали во время беременности, причем любимые песни родительниц по наследству становятся любимыми песнями отпрысков. При этом не имеет значения, какому музыкальному направлению отдавала предпочтение будущая мама — будь то классическая музыка или популярная, — дети автоматически перенимают музыкальные пристрастия мам.

Хочу поделиться одним из способов, как заинтересовать ребенка серьезной, классической музыкой. Приобретите книгу с кратким содержанием оперных либретто и читайте их как сказки. Наша первая с сыном «сказка» была про Орфея и Эвридику. Античный герой Орфей, награжденный богами неземным голосом, теряет свою обожаемую жену — нимфу Эвридику, укушенную ядовитой змеей. Безутешный, он отправляется в царство мертвых и настолько чудесно поет, что даже злые духи и фурии забывают о своем назначении и открывают ему путь к любимой. Вот какова сила искусства!

Античный сюжет использовал композитор Глюк. И если теперь сын слышит «Мелодию» Глюка, то знает, что именно этой «Мелодией» Орфей в царстве теней завораживает злых фурий.

У ребенка, осваивающего тот или иной музыкальный инструмент, быстрее развиваются память, моторика и координация

А что происходит с организмом, когда душа общается со Вселенной посредством пения? Если исполнителю песня нравится, он будет петь ее с величайшим наслаждением.

Легкие на уровне «музыкальней физиологии» также имеют тенденцию развиваться. Добавлю еще, что в некоторых случаях врачи советуют даже заикание лечить именно пением.

Но почему же процесс общения с музыкой часто вызывает у детей чувство отторжения? Ребенку непонятно, почему он должен затрачивать дополнительные моральные и физические усилия, когда его друзья спокойно обходятся без хроматических гамм. Периодические кризисы под лозунгом «Бросаю музыку!» естественны и закономерны, но в этой ситуации обычно проверяются родители. Их нервы уже ослаблены фальшивыми звуками, утомительными походами в школу и вежливыми намеками соседей о желательной вечерней тишине. Но это же профессиональная школа. Либо занимаемся — поплакали и учимся дальше, либо не занимаем чужое место и все бросаем. Но давайте зайдем в спортивную школу. Вот уж где ревут! Зайдите в зал и спросите у 6-летних гимнастов, растягивающихся на брусьях в шпагате, плачут они каждое занятие или через раз? Вы скажете, не всякий родитель отважится отдать туда чадо. Но это же не повод, чтобы малыш вовсе не занимался спортом. С музыкой та же история. Либо труд, либо удовольствия ради — лояльный музыкальный кружок. Но только постоянный труд дает положительный результат. Бетховену и Паганини от деспотов-отцов постоянно доставалось. Их лупили и запирали одних на целый день заниматься. Есть и подлинная история о том, как преподаватель с говорящей фамилией Зверев взял в «железные рукавицы» Сергея Рахманинова. Гениальности очень много трудились.

В заключение хочу привести слова математика, академика РАН Людвига Фадеева. В июне этого года его наградили Государственной премией. В своем интервью он высказал следующую точку зрения на образование вообще: «Хорошее образование — вещь насильственная. Никакой демократии в ней нет». Чтобы человек что-то сумел, он должен иметь хорошую учебную базу.

Татьяна Варламова, пианистка

Звуки жизни

Выдержки из статьи Ксении Сологуб. Журнал Роды.russia

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость женщинам. А как насчет вашего малыша?!

Как только медики доказали, что, начиная с 17 недели беременности, малыш может слышать окружающий его маму мир, ученые всего мира ринулись изучать, как тот или иной звук влияет на плод.

Чаще всего в психотерапии беременных используют произведения Шуберта, Баха, Моцарта. Но есть и авторские методики. В 1989 году профессор Г. Хипдебранд предложил свой оригинальный метод применения резонансной музыки. Ученый утверждает, что многоразовое повторение музыкальных элементов, образованных при помощи старинных и современных музыкальных инструментов, спецэффектов и компьютерной аранжировки обладает релаксационным и обезболивающим эффектами, активизирует внутренние силы организма, нормализует сон, улучшает настроение, как мамы, так и плода. Во второй части композиции на обработанную музыку специальным образом наложены голоса дельфинов, которые благоприятно влияют на развитие нейронных связей у плода. Вторая часть создана специально для малыша, а, значит, наушники следует приложить прямо к животу (не дольше, чем на 15 минут!). Впрочем, в Европе для общения (и развития!) плода активно используют специальный прибор — BabyPlus. Внешне этот прибор весьма напоминает маленькое переносное радио, только одевается оно на пояс, динамиком к животу будущей мамы. Как пишут в аннотации, данное аудио устройство воспроизводит 16 научно выверенных звука, «говорящих с малышом на одном языке». При этом, утверждают разработчики, малыш легко различает голос мамы и «голос» BabyPlus — с этого умения и начинается обучение.

Если женщина недолюбливает классическую музыку в традиционной аранжировке. Она может использовать популярные и оригинальные прочтения классики, джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги. В этом нет ничего страшного, все эти стили поднимают настроение, избавляют от депрессий.

Некоторые мамы с удовольствием слушают рок, апокалиптику и транс. С роком надо быть острожным. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, притупляющих мозговую деятельность. Исключением может стать рок-музыка в стиле «Роллинг Стоунз» (в небольших количествах!) — только она способна снять нервное и мышечное напряжение.

Рэп также вносит диссонанс в функционирование организмов матери и ребенка.

Кроме того, в пятерку «хитовых» направлений входят также сборники детских песен (как, например, «Прекрасное далеко» и «Крылатые качели») и, конечно же, колыбельные. Помимо прочего назывались и инструментальные композиции, средневековая музыка, саундтреки из «Амели», Синатра, Клэптон, Элла Фитц-джеральд, Сара Вон, Битлз.

Увы, часть женщин искренне признались, что при выборе музыки руководствуются исключительно собственными вкусами, не прислушиваясь к мнению малыша. Понять нравится малышу мотив или нет довольно просто: одни мелодии заставляют его ворочаться (повышают тонус матки!), другие, наоборот, успокаивают. Привыкнув еще до рождения засыпать под определенную музыку, новорожденный будет легко «отключаться» едва заслушав ее и после рождения.

И все же, даже если вы на дух не переносите произведения Моцарта, непременно выделяйте 5-10 минут в день на их прослушивание. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Например, британский научный журнал «Nature» приводит мнение американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект: после 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Аналогичным действием обладают и музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа (помогают снять стресс, сконцентрироваться).

Музыка повсюду — она звучит и в шуме водопада, и в шелесте листьев, и в пении птиц. Ученые установили, например, что уровень сахара в крови отлично регулируют звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. А значит нужно учиться слушать и слышать музыку. Начните утро с улыбки: улыбнитесь себе, малышу, утру и виду, открывающемуся из окна. Положите руки на животик и расскажите малышу о том, какая сегодня погода. Капель, быстрые лучики солнышка, резкие порывы уже теплого ветра… вы почувствуете, как малыш просыпается. Включите мелодию, которая на ваш взгляд больше всего соответствует настроению этого утра. Неторопливые сборы и прогулка. Шаг за шагом прислушивайтесь к себе и начинающейся весне.

Заметим, что в час X на помощь опять придет музыка. Современный комплекс услуг по родовспоможению предполагает и, если хотите, музыкальный аккомпанемент. Как известно, музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов -мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, развивается быстрее и гармоничнее сверстников. Правда, есть ряд ограничений: детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные и тревожные напевы, музыкальные занятия не должны утомлять малыша (каждые 10 минут маленькому человечку нужно менять сферу деятельности). Кроме того, ребенку можно помочь «услышать» музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку. Следующий шаг — игра в ассоциации. Для этой игры очень подходят такие произведения Чайковского, Вивальди, Баха.

Современные ученые, изучающие дородовой период развития малышей, весьма активно используют пение мамы. Почему же именно пение?

В мозге здоровых новорожденных детишек удалось обнаружить атрофированные нейроны. Видимо, какая-то часть мозга, созданная природой, отмерла. За ненадобностью? Но ведь природа ничего не создает просто так.

С этого открытия взяла начало теория о том, что эмбрион может чувствовать и мыслить. Больше того, если не дать пищи формирующемуся мозгу, часть его атрофируется. А связь между числом нервных клеток и уровнем интеллекта не вызывает сомнения. Вывод напрашивался сам: малыша можно и нужно развивать, не дожидаясь родов. Будущей маме это предоставило чудесную возможность начать общаться с крохой задолго до его появления на свет. А малышу — проводить время с пользой.

Так было во все века

Женщины всегда догадывались о том, что малютка в животе что-то слышит и понимает. Еще в древности будущие мамы уважительно и трепетно общались со своими малышами. Так, 2000 лет назад в Китае беременные женщины собирались вместе и по нескольку часов пели хором. В Древней Японии они уходили в общины, расположенные в красивой местности, и тоже пели, любуясь природой. На севере Европы издавна существовал обычай, согласно которому беременные подолгу сидели на крыльце дома и тоже пели. Чем же так привлекательно пение? Во-первых, это приятный звук. А звуки, вкупе с вибрацией, в сущности, единственное, что воспринимает эмбрион. Во-вторых, полный любви и нежности мамин голос, конечно же, очень важен для развития ребенка. Хотя такие объяснения не требуют глубоких знаний.

Как родить здорового и умницу

Ученые добавляют и другие детали. Они считают, что роль дыхания (а без ритмичного дыхания пение невозможно) является ведущей для физиологического развития будущего ребенка, а психические процессы у него запускает не что иное, как вибрация маминого голоса. Пение мамы не просто помогает ей общаться с еще неродившимся крохой, устанавливая между ними какую-то совсем особенную, крепкую связь, но и способствует правильному развитию малыша. У сыночка или дочки поющей мамы быстрее и правильнее выстраиваются дыхание и работа сердца, налаживается двигательная активность, и это влечет за собой „постановку» нужного ритма работы других органов. У такого малыша лучше развиваются интеллект, а также психоэмоциональная сфера.

Музыка против смерти

Однако для того чтобы добиться таких результатов, просто петь любимые песни все же недостаточно. Такое пение полезно, но всерьез повлиять на работу организма крохи вряд ли может. Для особого воздействия и песни нужны особенные, написанные не композиторами, а учеными. Их музыка основана на двух точно просчитанных главных сердечных биоритмах: материнском (60-100 ударов в минуту) и детском (120-160). При исполнении важна строго выверенная темпово-дыхательная динамика: где сделать вдох, когда остановиться, в каком темпе петь. Важную роль играют также поза и движения. Все это направлено на то, чтобы не просто развлечь малыша-эмбриончика, но и выстроить правильную работу его растущего организма.

У «поющих» мам отмечено значительное снижение младенческой смертности, а также заболеваемости детей в возрасте до года. И врачи убеждены, что родиться и расти здоровыми малышам помогли именно песни! Отмечают они и другое: дети поющих мам лучше приспосабливаются к миру, отличаются повышенным инстинктом самосохранения и склонностью к положительным эмоциям, а с мамами их связывает особенно крепкая и нежная любовь. Мамам музыкальное общение со своими будущими детьми тоже идет на пользу. Даже те женщины, которые поначалу не радуются своей беременности, скоро забывают об этом, погружаясь в мир любви и положительных эмоций. А многие с уверенностью заявляют, что пение „по науке» помогло им избежать выкидыша, кесарева сечения и родовых болей.

Технология волшебства

Влияние музыки на организм не родившегося малыша можно разложить на три направления: психолого-эстетическое, физиологическое и вибрационное.

Психолого-эстетическое воздействие музыки наиболее очевидно: изо дня в день слушая мамины песни, малыш учится чувствовать красоту музыки, „ловит» ее настроение, на каком-то начальном уровне постигает образы песенок.

Физиологическое воздействие — это тренировка отдельных функций организма, например, постановка основных биоритмов, ритма дыхания и сердцебиения. Вместе это называется кардиореспираторной системой, работа которой крайне важна для здоровья в целом.

Вибрационное воздействие, возможно, самое сложное и неуловимое. Здесь можно лишь верить результатам исследований ученых. А их выводы таковы: вибрация маминого голоса способна воздействовать на клетки плода, активизируя в них здоровые биохимические процессы. Таким образом, даже если что-то в развитии плода пошло неправильно, ранняя, еще дородовая, активизация жизненных сил способна укрепить иммунитет будущего малыша, задать правильный ритм работы его организма и, в итоге, постепенно скорректировать его развитие в нужную сторону.

Встаем и засыпаем — с песней!

Скажем, песенки, которые поют в определенное время и по определенным поводам, помогают малышу сформировать первичные биоритмы. Это, прежде всего, биоритм сна и бодрствования. Утром (а малыш, даже еще не родившийся, улавливает изменение обстановки, смену ночи днем и немного беспокоится) мама поет приветственную утреннюю песенку. Вечером (часов в восемь-девять) — колыбельную. При их исполнении особенно важно сочетание пения и движений: можно качаться из стороны в сторону, вперед-назад или легко поворачиваться вокруг своей оси в такт музыке. Вообще, у каждой песенки есть „свои» движения. Они, во-первых, активизируют вибрационное воздействие музыки, а во-вторых, настраивают на определенный лад, помогают передать музыкальное и смысловое настроение песни. Например, в утренней песенке мама открывает воображаемое окно, радостно протягивает руки к солнышку. Так же, как вдохи и выдохи, движения четко привязаны к фрагментам песни.

Слушая изо дня в день привычные песенки, „запоминая» связанные с ними движения, крохотный эмбриончик начинает знакомиться с миром, которого еще не видел. Так потихоньку, параллельно с биологическими часами, в работу включается его интеллект. Заодно в сознание малыша закладываются и архетипы любви к миру, осознание своего пола. Очень важны, например» песни с упоминанием имени крохи (его можно заменить на нежное Лопушок или Комочек).

Существует и биоритм кормления. Он помогает задолго до рождения малыша настроить его на семиразовый цикл кормления. Для этого маме самой стоит перейти на семиразовое питание и раз спустя 5-7 минут после еды петь крохе ласковую песенку со словами „Кушай, кушай, милый», поглаживая при этом животик по часовой стрелке.

Развиваемся по этапам

От триместра к триместру беременности песенки становятся более сложными и по музыке, и по смыслу. Скажем, в третьем триместре малыш начинает знакомиться с миром уже как следует. В репертуаре мамы появляются песенки о странах и разных животных, о цветах (красках) и машинах. Все это сопровождается характерными движениями и звуками, например, песенки о машинах изобилуют звуками „ррр» и „бжж». Есть свои песни, посвященные временам года и месяцам, — их темп и мелодии соотносятся с активностью природы в это время. Третий триместр, согласно классификации американского пренатального психолога Джо Пирса, — это период „интеллектуального мозга». Поэтому малышу „по силам» достаточно сложные песенки, чтение стихов и даже сказок, а также сеансы симфонической музыки. Однако вернемся к началу. Первый триместр — период „двигательного мозга». На этом временном отрезке репертуар нашего малыша стоит ограничить песенками, посвященными ритмам и событиям дня. Ребенку можно давать слушать музыку, исполняемую на отдельных инструментах. Во втором триместре — в период „эмоционального мозга» — песенки становятся более сложными, а музыка для прослушивания — симфонической классикой. Будущая мама может танцевать и делать ритмическую гимнастику в приятном музыкальном сопровождении.

Если мама начала заниматься не с начала беременности, то можно разделить оставшееся до родов время на воображаемые триместры. Разумеется, это возможно в том случае, если времени до родов осталось достаточно: обрушивать слишком много информации на малыша все-таки не стоит. Но это, пожалуй, единственное „противопоказание» для пренатального пения.

Эмоциональные корни музыки — в языке матери и ребёнка

Профессор ричард парнкат, глава центра систематического музыковедения университета граца (австрия), выдвинул экстравагантную теорию, объясняющую происхождение музыки и её духовной составляющей связью, которая возникает между матерью и растущим в ней ребёнком.

Музыка может принимать разные формы в зависимости от исторического и культурного контекста. в то же время, какой бы она ни была, она обладает мощным социальным функционалом и способностью влиять на поведение человека: музыка передаёт эмоцию, способна доставить наслаждение и погрузить нас в некое состояние духовной наполненности. Безусловно, имеется прочная связь между абстрактным набором звуков и человеческой физиологией. Этот аспект универсален, хотя мелодика, ритмика, структура произведения могут варьироваться.

Откуда это всё взялось? «Некоторые исследователи полагают, что музыка возникла и развилась, поскольку способствовала выживанию групп древних людей или приматов, помогая в выборе полового партнёра или при приобретении новых когнитивных навыков, — рассказывает г-н Парнкат. — Но, честно говоря, у нас нет достаточных сведений о древней жизни, чтобы спорить о подобных теориях».

«Я считаю, что стоит взглянуть на теории о происхождении музыки с точки зрения того, насколько хорошо они предсказывают универсальные социальные функции, эмоциональные качества и структурные особенности музыки, — продолжает учёный. — Главная тайна музыки заключается в том, что она вызывает сильные эмоции, не являющиеся чётко адаптивными, то есть полезными. Мы можем жить и размножаться и без музыки, в отличие от еды и секса, например».

Ещё одна загадка — это универсальная связь музыки с духовностью. Способность к рефлексии у людей появилась примерно 50–100 тыс. лет назад. Она заставила древних людей задуматься о своём происхождении, смысле жизни, феномене сознания. Так появились боги и духи. Г-н Парнкат отмечает при этом, что сверхъестественные существа, выступающие в качестве выразителей личностных качеств, в большинстве культур связаны с музыкой.

Специалист полагает, что в основе музыки лежит некий универсальный язык общения между матерью и ребёнком, возникший примерно 1–2 млн лет назад, когда размер мозга увеличивался, период беременности сокращался, младенцы рождались хрупкими, и связь матери и ребёнка с помощью звуков и жестов становилась всё более важной для выживания потомства.

«Связь между музыкой и эмоцией может быть результатом бессознательного восприятия матери младенцем, ещё не обладающим способностью к речи, — резюмирует музыковед. — А происхождение невербального словаря следует искать во внутриутробном развитии: плод учится ассоциировать звуки и движения с гормональным фоном, передающим эмоцию».

С докладом на эту тему профессор Парнкат собирается выступить в Мельбурнском университете (Австралия).

* подготовлено по материалам PhysOrg.